Главная страница
Новости
ПРЕПАРАТЫ
Наши цены
Розница
Опт
Где купить
В Москве
По России
Беларусь
Казахстан
Латвия
Украина
О компании
О Лайнусе Полинге
Наши буклеты
На русском языке
Полезно знать
Свидетельства о гос.регистрации
Декларации о соответствии
Клинические испытания
Ответы на вопросы
Важно прочесть
Статьи о наших препаратах
Статьи для мед.специалистов
О штрих-кодах
С миру по нитке
Это интересно
Знаменитости о нас
Юмор
Обратная связь
Наши координаты
Наши партнеры
Ваши вопросы и отзывы
Карта сайта
 
 

ШТРИХОВОЙ КОД.*
Что это значит?

Нередко в представительствах фирмы «Кобра Интернэшнл Фарм» раздаются звонки примерно такого содержания: «Вы говорите, что реализуемые вами пищевые добавки изготовлены в США. Почему же тогда числа на упаковочном штрих-коде начинаются не с нуля?»

Сотрудники фирмы с недоумением отвечают, что они вовсе не обязательно должны начинаться именно с этой цифры. И поскольку подобных вопросов становится больше, стоит подробнее разъяснить это маленькое недоразумение.

Впервые российский потребитель увидел штриховой код на упаковке импортных товаров более двадцати лет назад. Именно тогда за рубежом была разработана универсальная кодировка товаров – средство автоматизации расчетов и учета в розничной торговле. Вначале она применялась в крупных супермаркетах, где от кассира требовалась феноменальная память, чтобы знать наизусть цену сотен наименований товаров. Тем более что цены эти постоянно менялись. А через несколько лет, когда электронные кассовые аппараты сделались привычной принадлежностью даже мелких лавочек, штрих-код утвердился повсеместно.

Приход автоматизации розничной торговли в нашу страну несколько задержался, но и мы теперь привыкли непременно видеть эту метку, состоящую из ряда чёрных и белых полосок с цифрами. Что же она собой представляет?

Чёрные и белые полоски не что иное, как записанные в двоичной форме 12 условных цифр, обозначающие тот или иной товар. Здесь же они записаны и обычными цифрами, которые можно прочитать и без помощи автомата. Всякий код начинается и кончается двумя чёрными полосками с белой посреди – это сигнал электронному кассиру о начале и конце считывания. Такие же полоски есть и в центре кода – они обозначают середину товарного номера. Первая цифра – это так называемый знак системы нумерации, используемый для идентификации фирмы-производителя. В настоящее время для этого применяются цифры:

0 и 2 – разновесовые потребительские упаковки;

3 – продукция, имеющая код лекарственных препаратов США;

4 – внутримагазинная маркировка без формата;

5 - код для купонов;

6 и 7 – основные в США символы, которые применяются для всех остальных фасованных или штучных товаров.

Цифры 1, 8 и 9 пока не используются, они зарезервированы для будущих производителей товаров.

В совокупности со следующими пятью цифрами знак системы нумерации служит для идентификации каждого производителя товаров. Легко убедиться, что с помощью этих цифр можно регистрировать 700 тыс. фирм и компаний. Фирма «Ирвин Нэчуралз», конечно же, также имеет свое цифровое обозначение: 7 10363.

Следующие пять цифр являются номером товара. Его присваивает сам производитель. То есть каждая фирма может закодировать 10000 видов производимого ею товара.

Последняя цифра – контрольная. Она позволяет машине удостовериться, что код прочитан правильно. Вот как это происходит. Для проверки компьютер должен сложить эту контрольную цифру со 2-й, 4-й, 6-й, 8-й и 10-й цифрами кода, а затем добавить к результату умноженную на три сумму – 1-й, 3-й, 5-й, 7-й,9-й и 11-й цифр. Если результат этих вычислений оканчивается на ноль – компьютер считал код правильно.

Проверим это на примере штрихового кода препарата «Инолтра». Итак, его номер

7 10363 25611 1. Проверочная цифра – 1 , с неё и начинается сложение.

1+1+3+3+5+1+3(7+0+6+2+6+1)= 80. Итоговое число заканчивается нулем, код прочитан верно. Разумеется, машина производит эти вычисления практически мгновенно. Интересно, что ей не важно, в каком положении подается товар на считывающее устройство – правильно или «вверх ногами», в кодировку изначально заложено указание, в каком направлении нужно ввести считывание.

Наша страна лишь недавно вошла в состав пользователей Международной универсальной системой товарной нумерации. Увы, для многих рядовых потребителей и даже торговых фирм она ещё не сделалась привычной, что приводит ко всякого рода недоразумениям.

Например, по совершенно непонятной причине среди наших покупателей и импортеров распространилось заблуждение, что всё американские товары непременно должны начинаться с цифры ноль. Откуда появилась подобная информация, выяснить так и не удалось, однако в ряде случаев это приводит к отказу покупателей от приобретения «подозрительных», на их взгляд, товаров, а торговых фирм – от их импорта, о чем сообщило в своем бюллетене российское отделение Ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН.

На самом деле, как должно быть ясно из изложенного выше, кодировка американских товаров (равно как и товаров других стран) может начинаться с любой из используемых в настоящее время цифр – 0, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.

Следует отметить, что, кроме описываемой североамериканской системы кодировки, существуют и другие. В частности, по международной 13-значной системе кодирования товаров, в которой первые две цифры обозначают страну-изготовителя, товары, выпускаемые в США и Канаде для экспорта, имеют первые две цифры от 00 до 09, чтобы фирмы могли использовать свои 12-значные коды, добавляя к ним впереди дополнительный нуль. Но такая кодировка очень затрудняет продажу товаров в США и Канаде и поэтому используется только в исключительных случаях по требованию иностранных фирм-импортеров, на внутреннем же рынке используется только 12-значный цифровой код без дополнительного нуля. А для маленьких по размерам упаковок в разных странах могут применяться сокращенные варианты кодов всего из 7-8 цифр, так что вопрос об «обязательности» начала кода с определенной цифры вообще теряет смысл.

И в заключение несколько слов о подделках.

Хотя современная множительная техника способна, как известно, скопировать даже хорошо защищенные денежные знаки, подделка собственно штрих-кодов встречается не часто. Видимо потому, что овчинка не стоит выделки. Грубое копирование этикетки электронное устройство, конечно, распознает, однако поддельные товары реализуются отнюдь не через универсамы и другие предприятия, располагающие электронными кассами. Поэтому, прежде всего, стоит избегать делать серьезные - по стоимости и, самое главное, качеству – покупки у сомнительных реализаторов.

Разумеется, существует вероятность, что недобросовестный торговец попросту повторно использует упаковку товара – такие факты известны. Избежать обмана можно в том случае, если вы будете иметь дело лишь с официально зарегистрированными в нашей стране представителями фирм-производителей. В общем, правила, позволяющие уберечь свой кошелек от мошенников, достаточно просты.

Борис РУДЕНКО

* Статья была опубликована в сентябре 2000 года в Вестнике ортомолекулярной медицины «ЖИЗНЬ БЕЗ ЛЕКАРСТВ», выпускаемом фирмой «Кобра Интернэшнл Фарм» совместно с издательством «Совершенно секретно».